Как поселки и города Кузбасса живут рядом с угольными...
Доступные файлы
Файлы не загружены.
Похожие обсуждения
-
Качество обслуживания
Ответов: 0 Опубликовано в Компания БАЙТ
-
Почему повышается проезд ? чья вина на самом деле ?
Полностью согласны!
Ответов: 1 Опубликовано в Общество...
-
Чего ждёт нашу Российскую Федерацию ?
Просто потому что не льзя бросить тех, кто часть тебя!
Ответов: 1 Опубликовано в Наша жизнь...
— Ты бы попробовал почистить трубу от печки, чтоб через нее вытягивало, может, стало бы получше, — предлагает Наталья.
— Думаешь, я не пробовал? — Леха машет черными от угля руками в наколках. — Мы два раза вызывали, чтобы нам все почистили, но толку никакого. А потом еще на дочку из вытяжки крыса вывалилась, прямо на голову! Так что лучше там ничего не шевелить.
— причиной этого
экологи и жители Кузбасса считают добычу угля открытым способом, из разрезов.
Переход от шахт к открытому способу добычи начался здесь в девяностые, власти связывали
и связывают
ее с обеспечением безопасности горняков: на разрезах не бывает обвалов. Но такой способ разрушает
сельские и лесные угодья: земли на долгие годы превращаются в безжизненный «лунный пейзаж».
Десятки угольных разрезов и предприятий тяжелой промышленности сосредоточены на юге Кузбасса, в окрестностях Новокузнецка. Здесь все вокруг окутывает особый смог, мутноватая дымка от многочисленных труб — электростанции, угольные котельные, заводы, которые торчат повсюду.
для таких объектов, соблюдена. Но поселок покрывает тонкий слой угольной пыли — она пробирается в дома сквозь малейшие щели, а взрывы на разрезе иногда такой силы, что вызывают
техногенные землетрясения. Крупнейшее
из них, магнитудой 6,1 по шкале Рихтера, произошло в 2013 году. Подземные толчки ощущались во всех соседних областях, а в Кузбассе привели
к частичному разрушению пяти тысяч домов. В том, что у сейсмической активности на Бачатском техногенный характер, уверены и ученые, и местные жители. Трещины на домах сохранились до сих пор.
«Самая опасная для здоровья профессия на разрезе — это экскаваторщик, — говорит Наталья. — Они же работают в самом низу, по 12 часов безвылазно нюхают метан и дым, из них почти никто даже до 60 не доживает. Белазисты все-таки периодически выныривают наверх, дышат воздухом, им полегче. Мой вот 17 лет на БелАЗе, все еще удивляются, как он хорошо выглядит, но недавно у него начался бурсит, воспаление суставов. Очень страдает, но работает, куда деваться».
«Здесь можно выйти на край Фукусимы, так мы называем этот разрез, — продолжает Наталья. — Только идите осторожно, а то шаг в сторону — и можно провалиться метров на сто, никто потом не найдет».
С края Фукусимы открывается вид на черную яму диаметром два километра, дно которой почти неразличимо из-за дыма, пыли и испарений. Дышать сложно даже здесь — не то что внизу, где копошатся красные экскаваторы, загружая новые порции угля в БелАЗы.
«Здесь смерть — это благо, — говорит Наталья. — Разве это нормально?»
«Сначала говорили, что это горит незаконная свалка, мусор, потом раскопали все экскаваторами — еще хуже стало, — вспоминает Виталий, который живет в сотне метров от поля. — В итоге, правда, пробурили скважины, залили туда жидкий азот, воду, потом глиной залепили, но все равно горит под землей».
Виталий, один из авторов того самого видеообращения, говорит, что после него кто-то поджег дом напротив: «То ли перепутали, то ли напугать хотели, но, слава богу, обошлось. А я себе видеорегистратор в окно поставил, так просто не подойдешь».
Мы выходим на поле, которое и сейчас, несмотря на мороз, выглядит как-то не так: снег на нем лежит маленькими бугорками, кое-где видны черная земля и глина, которая даже при минус десяти остается мягкой из-за подземного жара. Берешь ее руками — в ямках в ту же секунду выступает вода.
«Мы же все тут не дети, не глупые, мы понимаем, что добывать уголь нужно. У меня, например, отец на вот этом разрезе работает, — Виталий указывает сигаретой на отвал, за которым прогремел взрыв. — И девушка, которая читает обращение на видео, сама тоже на разрезе работает, но не побоялась выступить. Все все понимают, но жить тут невозможно. Конечно, разрезы пускай работают, но вы расселите людей и копайте хоть ж***й».
«Ты просто забыл, — вдруг говорит Гартману его жена. — Я-то это все помню, какой раньше [в семидесятых] был снег черный, какой смог постоянно стоял, зимой белье на улицу нельзя было повесить. Тогда шахты были у нас, а сейчас разрезы, все равно такая же ерунда».
«Сейчас хлеще!» — возражает Гартман и вспоминает о рыбе, которая водилась в местных реках, а теперь исчезла совсем.
двенадцать лет назад. Лесная Поляна задумывалась как экопоселение на 30 тысяч человек. Сейчас это чистый городок, застроенный современными пятиэтажками и коттеджами, неподалеку от Кемерова, который примыкает к девственной тайге. Воздух здесь чистый, дороги ровные и живописные, снег белый. На фоне южных городов и поселков он выглядит как открытка и поселков он выглядит как открытка из другой страны.
самым густонаселенным в Сибирском федеральном округе (по плотности населения на квадратный километр), но численность его жителей неизменно сокращается
с 1991 года. Если на тот момент население Кемеровской области составляло 3,1 миллиона человек, то сейчас около 2,6 миллиона, причем большинство живет как раз на изрытом угольными карьерами юге.
«Жизнь всех этих людей могла бы быть значительно лучше, если бы угольные компании соблюдали экологические нормы, — уверен Максим Учватов. — А пока все озабочены только извлечением прибыли, никаких положительных сдвигов не будет, ситуация будет усугубляться».
угольного разреза, который открылся годом ранее. Теперь со стороны невидимого за отвалами карьера по черной даже после снегопада технической дороге каждые пару минут проезжают самосвалы с углем, покрывая все вокруг пылью. На перегрузке уголь сваливают в кучи, которые затем загружают в вагоны, чтобы отправить за тысячи километров отсюда.
За прошедшие четыре года местные жители, отмывая от угольной пыли все, вплоть до помидоров в теплицах, провели
ряд протестных акций. Разрез проиграл несколько судо, недропользователь получил небольшие штрафы и требования
устранить нарушения на Кийзасском до августа 2020 года.